Фэн Шуй - гармония с миром

Фэн Шуй - это китайское учение о человеке и окружающем его пространстве.
Фэн Шуй изучает полезные и вредные влияния природных энергий, воздействие различных предметов, их форм и цветов.
Современная наука только недавно обнаружила, что атмосфера земли переполнена невидимыми, но мощными энергетическими волнами и потоками. Древние китайские ученые обнаружили существование этих потоков энергий много столетий назад. Они описали эти невидимые атмосферные энергетические линии в символических терминах, называя их космическим дыханием Дракона, если они были благотворны и убивающим дыханием, если неблагоприятны.

Фэн Шуй это не только наука о том, как обнаружить проблему, но и о том, как ее решить. Ключевую роль в понятии фэн-шуй играет значение энергии ци.
Если обратится к древнейшим написаниям иероглифа ци, то можно увидеть схематическое изображение струйки нагретого воздуха, поднимающейся от земли и конденсирующейся в облако.
Образ ци - клубящегося облака - был использован даосами для обозначения изначального хаоса, нерасчлененного бытия, состояния, предшествовавшего, по представлениям древних, появлению ныне существующего мира.

Общеизвестно, что древнекитайская Вселенная мыслилась как совокупность двух противоположных космических начал — инь и ян, беспрерывно пульсирующих внутри известного предела. Их появление в мире нарушило хаотическое единство «изначального ци» и, Великое единое поделилось на Небо и Землю, превратилось в инь и ян, приняло образы четырех времен года. Прозрачное и легкое поднялось вверх, образовав Небо, мутное и тяжёлое опустилось вниз, образовав Землю.

С системой инь - ян прочно связана теория «пяти первоэлементов». В каждой из стихий, ассоциируемых со знаками дерева, огня, земли, металла и воды, начала инь и ян претворялись неодинаково: так, наиболее полным воплощением инь представлялась вода, ян — огонь, поэтому огонь стал символом ян, а вода — символом инь.

Конечно, даже системой пяти элементов трудно было объяснить все разнообразие вещей и явлений видимого мира. Количество ци разного рода казалось почти безграничным. Для сотканных из космического эфира и купающихся в океане ци родственных структур расстояние не было препятствием - импульс одной беспрепятственно передавался другой, и мир оказывался пронизанным бесчисленными внутренними связями, рожденными природой самого ци. Явления природы и поступки людей, таким образом, оказывались взаимосвязанными, а деятельность человека отражалась на состоянии макрокосма самым неожиданным образом.

Человек колебанием струн вызвал всплеск в океане мирового эфира - и результатом явилось бедствие целого царства. Но океан этот волновался постоянно, и каждое его движение, так или иначе, отзывалось на человеке.

Считается, что, подобно ци, запасы энергии в человеке конечны и заданы от рождения, от неё зависят важнейшие параметры функционирования организма в том числе творчество перерасход её ведет к различным нарушениям.
Сгусток тончайшего прозрачного эфира, с которым было связано все, что делало человека человеком, существом, таящим в себе высшие принципы бытия, называли «духом» - шэнь. Со смертью он вздымался к небесам, чтобы смешаться там со своим истоком и исходным материалом эволюции Вселенной — мировой квинтэссенцией ци. А пока не наступил этот роковой момент, он бурлил в человеке, рождая чувство, мысль и слово.

Изначальное значение иероглифа фэн, из которого родились все остальные, переносные, - это «ветер». Ветер это не просто движение воздуха, каким его видим мы, а вихрь животворящего космического эфира, заполняющий все пространство между Землей и Небом, пронизывающий людей, животных и растения, рождающий времена года, несущий с собой жизнь и увядание. Ветер — это эфир ци. Ветер это воплощенное движение, то, что возникает от возбуждения при столкновении эфиров инь и ян.
Ничто не может остаться безразличным к веянию ветра, будь то воды реки, крона деревьев или же человеческая душа: все они откликаются на его прикосновение.

Жизнь человека, его здоровье и душевное состояние находятся под постоянным влиянием перемен, происходящих в безбрежном океане ци. Ветры Вселенной, бушевавшие между Небом и Землей, проникали внутрь человеческого тела и устремлялись вместе с потоками его собственного ци по кровеносным сосудам, создавая благоприятные или неблагоприятные для организма ситуации.

Сконцентрировавший в себе все свойства сущего и не сущего, видимого и незримого, материального и духовного, океан ци влиял на все без исключения стороны человеческого существования. Поэтому от движения внешнего ци - космического ветра - зависела циркуляция ци в человеческом теле и от них обоих - здоровье человека, его благополучие, богатство, продвижение по службе и в конечном итоге — его судьба. Этот принцип «космической причинности» был воплощен в фэншуй.

Европейцев посещая Китай, приходили в совершенное замешательство при столкновении с этим понятием. «Когда предлагали поставить несколько телеграфных столбов, когда китайское правительство настаивало на сооружении железной дороги, когда для использования продукции угольных копей внутри страны предлагали строительство самого обыкновенного трамвая — всякий раз китайские чиновники неизменно делали вежливый поклон и заявляли, что это невозможно по причине фэншуй».

А между тем трудно предсказуемые последствия вторжения в сферу действия космических сил были для китайца гораздо важнее сиюминутной и столь очевидной для европейца выгоды. Волна, вызванная в океане ци, могла приподнять, подвинуть человека ближе к желанной цели, но могла и захлестнуть, искалечить судьбу, стереть с лица земли целую семью, клан, деревню или уезд.
Многое, как всегда, можно извлечь уже из самого термина. Ведь фэн - это находящийся в движении мировой эфир, источник жизни и смерти. А вода - символ дао, всепроникающего Абсолюта, источника движения и изменения мира, проявляющего себя в былинке и в звездном круговороте Млечного Пути, незримо связующего сердце человеческое и отдаленные уголки Вселенной. Иными словами, термин фэншуй - не что иное, как символическое обозначение совокупности природных сил, действующих в данной местности, причем продолжение этих сил уходило в бескрайние просторы мироздания.

Впоследствии в народных верованиях на эту основу наслоилась дополнительная символика, пышным цветом расцвели различные суеверия. Например, геоманты усердно искали в холмистом рельефе местности очертания тела дракона - символа Востока, в котором должна была проявить себя сила ян. Жизнь в средоточии этой силы сулила благополучие и процветание, её разрушение несло с собой неисчислимые бедствия.

Самым активным элементом фэншуй, особенно в древности, все же считался ветер. Влияние этой концепции сказывалось на повседневной жизни китайца вплоть до недавнего времени. «В китайских деревнях почти все постройки были одинаковой высоты. Объяснялось это все тем же суеверным страхом перед силами фэншуй. Считалось, что всякий дом, возвышающийся над другими постройками, привлекает ветры со всех четырех сторон света, и... остальные, более низкие постройки окажутся обделенными. Стоило хотя бы одному дому возвыситься над другими, как у соседей якобы начинались загадочные болезни, дохли свиньи, переставали нести яйца куры, дети заболевали и становились калеками. Жители такой деревни всеми способами добивались, чтобы ненавистную им высокую постройку снесли или по крайней мере сровняли с остальными домами».

Самое непосредственное отношение к идее мирового ветра, имело понятие фэнлюй - «ветра и потока». На первый взгляд фэнлюй и фэншуй кажутся синонимами - в обоих случаях перед нами сочетание символов, представляющих в зримых образах силы инь и ян
Правда, замена «воды» вообще на понятие «поток» во втором случае, где акцентируется, таким образом, ее движение, привело к разному употреблению этих выражений, несмотря на их внутреннее родство. Слово фэншуй стало применяться для обозначения сил природы в их геомантической интерпретации, фэнлю — для обозначения круговорота этих сил, в который вовлечен человек, и его ответной реакции. Для китайцев - даосов эта идея подчинения своих действий потоку бытия представлялась естественной и единственно здравой. «Поток все равно вынесет пловца на то же место, но плывущий против течения лишь выбьется из сил и причинит себе напрасные страдания». Напротив, в движении по течению бытия они видели наивысшую гармонию своего собственного существа с законами природы. Малопочтенное стремление «попасть в струю» ни в малейшей степени не вызвало бы у них иронического отношения, ибо даже с точки зрения конфуцианства «благородный муж применяется к обстоятельствам». А в эпоху подъема даосизма, начиная с III в., «совершенным человеком почитался тот, кто подчинялся потоку жизни, как движению ветра, забывая о различиях, и становился единым с вещами, отождествляя себя с ними».

 
   
Hosted by uCoz